MENU

Создание вневедомственной охраны в системе МВД было продиктовано самим временем.

Семь послевоенных лет страна колоссальными усилиями восстанавливала из руин города, возвращала к жизни и строила новые промышленные предприятия. Военное время, когда все в первую очередь ориентировалось на нужды фронта, ушло. Солдаты уже не охраняли любые, даже мало-мальски важные объекты. Их сменили штатные сторожа, организаций, кооперативных сторожевых артелей и работники управлений сторожевой охраны при горрайисполкомах.

Однако вскоре стала очевидна их низкая эффективность. Прежде всего, отсутствовала нормальная взаимосвязь этих структур с органами внутренних дел. Как следствие этого падала оперативность и слаженность действий по предотвращению и раскрытию преступлений. Директора магазинов, председатели кооперативных артелей, руководители организаций, решая текущие проблемы, не уделяли должного внимания вопросам охраны, предпочитая ограничиваться тривиальным амбарным замком с приставленным к нему сонным старичком-сторожем. Разумеется, такое отношение не могло способствовать внедрению и технических новинок.

 Между тем, воровской мир, нагулявший жир в тяжелые для народа годы, представлял собой серьезную социальную опасность. Усугубляли обстановку и необдуманные амнистии, по которым на свободу были выпущены тысячи бандитов. Количество разбойных нападений, краж, грабежей стало увеличиваться. По одиночке и сбиваясь в банды, преступники действовали нагло и безжалостно.

Это заставило государство принимать ответные действия по совершенствованию уголовного и гражданского законодательства в вопросах усиления охраны народного достояния. Была разработана система конкретных мер по защите государственной собственности, упорядочению и улучшению охраны хозяйственных объектов и личного имущества. Принципиально важным шагом в этом деле стало Постановление Совета Министров СССР № 4633-1835 от 29 октября 1952 года «Об использовании в промышленности, строительстве и других отраслях народного хозяйства работников, высвобождающихся из охраны, и мерах по улучшению дела организации охраны хозяйственных объектов министерств и ведомств». Это постановление и положило начало образованию в системе МВД вневедомственной охраны.

* * *

 Новая структура создавала при органах милиции специальные подразделения – вневедомственную наружную сторожевую охрану. Главной ее задачей стало обеспечение сохранности хозяйственных объектов различного ведомственного подчинения, расположенных в республиканских, краевых и областных центрах, а также в крупных городах страны.

Единая система быстро принесла положительные результаты. Возросли организованность и слаженность действий работников при охране объектов, взаимодействие с другими подразделениями органов милиции. Нарабатывались методы, возрастал опыт, который активно перенимался от одного подразделения другими. Преимущество новой охранной структуры было очевидно. Количество передаваемых под вневедомственную охрану объектов постоянно росло и диктовало необходимость расширения сторожевой охраны.

Это находит понимание со стороны руководства страны и 15 октября 1953 года Советом Министров СССР принимается постановление № 2636-1112 «Об увеличении штатной численности вневедомственной сторожевой охраны при органах милиции».

В последующие годы, по мере развития и укрепления вневедомственной охраны, возникла необходимость выделить обособленный ее вид – военизированный.

В международных отношениях того времени возрастала напряженность между Западом и Востоком. Холодная война раскручивала маховик гонки вооружения, и количество особо важных и режимных объектов постоянно увеличивалось. Неприкосновенность этих объектов от проникновений и должна была обеспечить военизированная охрана. Все это определялось в очередном постановлении Совета Министров СССР № 9342 от 24 января 1959 года «Об упорядочении охраны предприятий, организаций и учреждений». Помимо военизированной на обычных хозяйственных объектах продолжала использоваться сторожевая вневедомственная охрана. На управления и отделы вневедомственной сторожевой охраны при органах милиции, наряду с осуществлением своей деятельности, возлагались обязанности по инспектированию ведомственной охраны, контроля ее организации и состояния. Все же в решении задачи по коренной перестройки организации охраны в стране оставалось немало подводных камней. Экономический рост вызывал неоправданное увеличение работников местной охраны на многочисленных предприятиях, министерствах и ведомствах. Отсутствовала единая система, каждый работал по своим внутренним инструкциям и циркулярам. По-прежнему крайне низкой оставалась и оснащенность объектов средствами охранной сигнализации.

Требовались радикальные меры, и, в конце концов, они были приняты. Настоящим прорывом в усовершенствовании и удешевлении охраны объектов стало широкое внедрение технических средств и возможность использования абонентских линий телефонной связи для организации централизованной охраны объектов. Новое постановление Совета Министров СССР № 76-30 от 8 февраля 1965 года «Об улучшении организации охраны предприятий, учреждений и организаций» давало всем этим действиям зеленый свет. Одновременно это же постановление обязывало министерства и ведомства передать под вневедомственную охрану все объекты, расположенные в городах, рабочих поселках и районных центрах, за исключением объектов оборонного значения.

Последующее издание Типового положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел, которое Совет Министров СССР утвердил постановлением № 129 от 18 февраля 1966 года окончательно завершило трудный организационный этап становления и формирования службы вневедомственной охраны.

 * * *

Государство всегда уделяло внимание вопросам охраны. Последующие пять лет (1966 – 1970 годы) не стали исключением. Наоборот, деятельность вневедомственной охраны, под чьей ответственностью находилась забота о сохранности народного добра такой огромной страны, неоднократно являлось предметом рассмотрения на правительственном уровне.

В постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 июля 1966 года «О мерах по усилению борьбы с преступностью» и от 19 ноября 1968 года «О серьезных недостатках в деятельности милиции и мерах по дальнейшему ее укреплению», были изложены новые требования, в том числе и по линии вневедомственной охраны.

В охране объектов стали использоваться наряды, которые быстро реагировали на возникновение нештатных ситуаций. Сторожевая охрана заменялась на обходные посты милиции. Продолжалось дальнейшее развитие централизованной охраны с помощью пультов.

Очень важным и полезным шагом стал Типовой договор, утвержденный 31 мая 1967 года по поручению правительства Государственным арбитром при Совете Министров СССР. Договор помимо обязанностей охраны, значительно расширял обязанности и хозяйственных руководителей, повышая их ответственность за должное обеспечение объекта необходимой защитой от краж.

Новым шагом к укреплению службы вневедомственной охраны стало очередное постановление Совета Министров СССР № 1049-364 от 31 декабря 1970 года «О совершенствовании объектов народного хозяйства». В нем правительство обязывало Министерство приборостроения средств автоматизации и систем управления приступить к разработкам для широкого промышленного производства надежной, современной и недорогой аппаратуры для охранной и пожарной сигнализации. Это означало коренное перевооружение охраны новыми техническими средствами для оснащения ими объектов.

На кардинальную перестройку всей службы вневедомственной  охраны отводилось пять лет. За это время все объекты требовалось оборудовать необходимыми техническими средствами, которые в сочетании с централизованной охраной и автопатрулированием нарядами милиции, ставили перед желающими поживиться чужим добром надежную защиту.

Новая тактика сразу стала себя оправдывать. Собственной ловкости и удачи преступнику было уже недостаточно. Чтобы обойти сигнализацию, о существовании которой многие взломщики имели в ту пору весьма туманное представление, требовались необходимые знания и навыки. Теперь уязвимыми оставались объекты, охраняемые еще по старинке, однако таковых с каждым годом становилось все меньше. Вневедомственная охрана взяла твердый курс на дальнейшее внедрение средств сигнализации, высвобождение в связи с этим сторожей и создание строевых подразделений милиции.

Также активно по всей стране шла организация пунктов централизованной охраны, которая охватывала  своей «сетью» все больше и больше объектов. Эти направления оставались главными и неизменными вплоть до начала 90-х годов, что в конечном итоге привело к почти стопроцентному оборудованию объектов средствами сигнализации. За это время (1979 – 1985 годы) был начат и полностью осуществлен перевод под вневедомственную охрану всех банковских учреждений, что практически исключало возможность их удачного ограбления. Помимо этого к пультам подключаются и такие особо важные объекты, как денежные кассы, оружейные комнаты, места хранения оружия, наркотических средств, ювелирных изделий. Объекты жизнеобеспечения, во избежание чрезвычайных ситуаций, также со временем переводятся под физическую охрану ОВО.

К началу 90-х годов к пультам централизованной охраны начинается подключение квартир. Процесс этот в связи с увеличивающимся количеством краж и ограблений жилья, приобретает массовый характер. Люди уже не надеются на добротность дверей и замков. Одни заводят сторожевых собак, другие, более дальновидные, заключают договоры с вневедомственной охраной, которая к тому времени завершает очередное перевооружение технической службы, внедряет автоматизированные системы централизованного наблюдения и значительно увеличивает численность сотрудников милиции.

Вневедомственная охрана превращается в мощную структуру МВД, с современной технической базой и высокомобильными милицейскими нарядами. Ее вклад в раскрытие преступлений, особенно по «горячим следам» неуклонно растет. Растет и профессионализм работников, решающих задачи по борьбе с имущественными и другими преступлениями на самом высоком уровне.

 * * *

Изменения экономической и политической ситуации в стране после 1991 года внесли свои коррективы и в работу вневедомственной охраны. Проблем тогда хватало всем, не обошли они стороной и ОВО.

К 1992 году вневедомственная охрана становится одной из самых крупных служб в структуре органов внутренних дел. В течение 40 лет находясь на защите государственной и общественной собственности, не испытывая конкуренции и особых финансовых затруднений, имея стабильное ресурсное обеспечение, вневедомственная охрана осуществляла свою деятельность главным образом на основе директивных документов, предписывающих передавать под ее охрану объекты народного хозяйства. Развитие ОВО шло за счет широкого внедрения технических средств сигнализации, расширения милицейской службы и роста числа объектов, принимаемых под охрану.

Однако, при переходе к рыночной экономике, накатанные схемы работы стали давать сбои. В новых экономических условиях обновления требовала, прежде всего, правовая база.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 589 утверждалось новое Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел. Принципиально важным моментом этого руководящего документа стало предоставление подразделениям охраны полной кадровой, финансовой и хозяйственной самостоятельности, что открывало перспективы дальнейшего развития с учетом реалий нового времени.

В декабре того же года Главное управление вневедомственной охраны МВД России разрабатывает новую Концепцию развития службы на ближайшую перспективу. Необходимо было преодолеть кризис, который вызвала смена форм собственности и общий спад в экономике страны. Одни объекты закрывались, другие оказывались неплатежеспособными, третьи отказывались от услуг охраны, рассчитывая сэкономить, забывая, однако, при этом, что подобная экономия рано или поздно приводит к обворованным складам, вскрытым сейфам и даже человеческим жертвам.

 В условиях рыночных отношений требовался наиболее гибкий подход к работе, чтобы завоевать доверие собственника и его желание сотрудничать. Поэтому новая Концепция предусматривала усовершенствование договорно-правовых отношений, расширение видов и объемов предоставляемых охранных услуг.

Со временем стал складываться и развиваться своеобразный симбиоз охраны и собственника. Собственнику нужны были гарантии и уверенность в сохранности имущества, и охрана такие гарантии предоставляла. Свою надежность, стабильность и конкурентоспособность она строила на усилении милицейской службы, как своей наиболее организованной, технически оснащенной и мобильной части, внедрении средств сигнализации нового поколения и оперативном реагировании на всякие новые методы, принимаемые преступниками для проникновения на объекты.

В свою очередь право самостоятельно формировать фонд оплаты и структуру остатка свободных средств заинтересовало вневедомственную охрану в оказании большего объема и лучшего качества услуг, как залога устойчивого финансового положения.

В результате к 1996 году кризис удалось преодолеть и в сентябре Министерством внутренних дел утверждается очередная Концепция развития вневедомственной охраны до 2000 года.

Криминальная ситуация в стране продолжала обостряться. Преступные группы теперь могли себе позволить приобретение современных технических средств и практически любого оружия, от пистолета до гранатомета. Появилось множество вооруженных банд, живущих только одним законом – наживой, ради которой они беспощадно расправлялись со своими жертвами. Также в связи с начавшейся на Северном Кавказе первой операцией по наведению конституционного порядка, начал поднимать свою голову и вползать в мирную жизнь людей терроризм.

В связи с этим новая Концепция вневедомственной охраны определяла целый ряд мер по противостоянию возрастающей агрессивности преступной среды и возможных диверсий новоявленных «идеологов» Ислама. Усиливается охрана и оборона объектов жизнеобеспечения, организуются подразделения по охране перевозимого имущества собственников, стоянок автотранспорта, по проектированию и монтажу средств сигнализации, по изготовлению и установке элементов технического укрепления. Для обеспечения устойчивого финансового положения и решения проблемы долгов в структуре охраны создаются подразделения маркетинга и юридическая служба.

В этот же период создается новый вид охраны – специальная военизированная. Спрос на сторожевую охрану, как уже на малоэффективную падает, тем более растет конкуренция на рынке охранных услуг, и требования собственников на качество и надежность по защите своего имущества становятся все выше. Служба спец. ВОХРа удовлетворяла эти запросы. Ее кадровый состав составляли молодые, отслужившие в армии люди, прошедшие при подразделениях вневедомственной охраны специальную подготовку и обеспеченные для несения службы всеми необходимыми спец. средствами. Все это, наряду с активным внедрением технических средств радиоохраны, позволяющей отойти от традиционного применения линий телефонной связи, позволило вневедомственной охране занять доминирующее положение среди прочих охранных структур и расширить для населения возможность защиты личной собственности от преступных посягательств.

В настоящее время многое изменилось в деятельности вневедомственной охраны. Однако, и по сей день она остается одной из ведущих служб полиции и самой востребованной охранной структурой.